Wlancards.ru

ПК техника, WI FI Адаптеры
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Язык программирования Pascal для новичков: Основные понятия

Язык программирования Pascal для новичков: Основные понятия

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

Object Pascal. Первый шаг или инструмент на всю жизнь

Pascal – инструмент, знакомый подавляющему большинству отечественных программистов со школьной скамьи. Ещё когда в мире не существовало Scratch, Python только набирал свою силу, детей пытались познакомить с азами кодирования при помощи этого незамысловатого, можно сказать, процедурного языка. Возможности его сильно ограничены, поэтому практически никому в голову в 21 веке (да и в 20-м, тоже) не приходило в голову серьёзно использовать его в работе.

То ли дело Object Pascal. Кто-то на уроках информатики так и не сел за его освоение, кто-то просто сделал скоропалительные выводы по слову Pascal в названии, остальные же имели удовольствие насладиться чудесной IDE Delphi и написать с её помощью свои первые десктопные приложения, освоив встроенные интерфейсы, сетевые протоколы, мультимедиа и многое другое.

Конечно, сегодня Object Pascal выглядит устаревшим, ограниченным и грузным, но означает ли это, что можно списать его в утиль? Вы удивитесь, но нет. Пройдя по данной ссылке вы найдёте не менее 300 вакансий по России, касающихся исключительно Delphi. В декабрьском рейтинге TIOBE Object Pascal занял 15 место по количеству запросов в поисковых системах. То есть это язык, не просто сохраняющий свою полезность, это актуальный инструмент современного разработчика. Впрочем, не всё так радужно. Давайте по порядку.

Плюсы и минусы

Когда речь заходит об обсуждение сильных и слабых сторон Object Pascal, стоит говорить не столько о самом языке, сколько о Delphi – главном представителю «семейства», ввиду его востребованности и освоенности программистами. Итак, поверхностно взглянем на его характеристики:

Читайте так же:
Бесплатные игры для двоих в стиме

Минимальные затраты времени на освоение IDE и создание прикладных приложений.

Малое количество библиотек по сравнению с С/С++/Object C;

Недостаточная гибкость из-за того, что язык создавался не с нуля, а по сути эволюционировал от Pascal;

Слабая поддержка, как со стороны разработчиков IDE, так и самого языка;

Таким образом с определёнными допущениями можно утверждать, что Object Pascal мог бы быть на вершине мира (хоть какое-то время), если бы интерес простых программистов был поддержан создателями языка и сопутствующих платформ, а, например, UNIX-системы создавались не на С, а на Object Pascal. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения, а данный язык и без того нашёл своё место в IT-мире.

Область применения

Главный вопрос: так кому и для чего нужен язык и IDE, которые по сути уже давно заброшены? На самом деле ограничение функциональности вовсе не означает существенное ограничение возможностей. Так, например, многие банк-клиенты созданы именно с применением Delphi. Delphi востребован в системах автоматизации и само-собой для создания относительно простых приложений, не требующих бессмысленной мишуры.

При помощи Object Pascal были созданы проигрыватель The KMPlayer, Skype, Total Commander, почтовый клиент The Bat! и даже старая-добрая игра «Космические рейнджеры». То есть сфера применения действительно широка, вопрос лишь в том, насколько сильно в своё время вы полюбили Delphi, что вам теперь готовы проходить через все лишения и ограничения, лишь бы не использовать (изучать) более подходящий для ваших целей язык.

Работа

Несмотря на большое количество хороших слов о Object Pascal, в плане поиска работы существуют некоторые оговорки. Во-первых, сегодня Object Pascal и Delphi в частности по большей части распространены в Восточной Европе, в остальной части мира он используется лишь отдельными энтузиастами. Поэтому, если вы желаете в будущем поискать работу за пределами России, Delphi – не лучший выбор.

Читайте так же:
Игры на весь икран

Во-вторых, это всё-таки отмирающий язык. Трудно представить, что без эволюции этот язык будет удерживаться на аналогичном уровне востребованности хотя бы ещё 10 лет. А значит делать на Object Pascal долгосрочную ставку не слишком разумно.

Третье, и самое главное – на одном лишь языке Object Pascal (Delphi) вы точно далеко не уедете. Как минимум, потребуются стандартные сопутствующие знания БД (SQL) и систем контроля версий (Git/SVN). И при этом даже на конкретных вакансиях Delphi-программиста преимущества получают те, у кого есть за плечами опыт работы и с другими языками (Python, JS, C и т. д.).

И уж конечно с фрилансом на Object Pascal дела обстоят куда хуже, чем с популярными языками. Потенциальными клиентами станут точно такие же изучавшие в школе Pascal люди, желающие получить продукт на Object Pascal (Delphi) просто потому, что так будет проще его в дальнейшем самостоятельно редактировать.

Полезные ссылки

А теперь несколько ссылок для изучения. Пара западных популярных ресурсов:

SAMS Delphi – самоучитель, обещающий изучение Delphi за 21 день;

Beginner’s Guide to Delphi Programming – ещё один довольно неплохой самоучитель с множеством встроенных полезных ссылок.

Впрочем, как было уже сказано, в России Object Pascal всегда был невероятно популярен, так что на нашем интернет-пространстве тоже можно найти крайне качественные сайты:

DelphiSite – обучающие материалы, готовые программы, рубрика вопрос-ответ и многое другое;

The Delphi – аналогичный ресурс, просто другими словами.

И ещё книга в помощь:

Базы данных в Delphi 7. Самоучитель – серьёзный труд, акцентирующий внимание на применении Delphi для работы с БД.

Первая программа на Pascal

Структура программы в Паскаль

Заголовок

Объявление переменных и констант

Раздел операторов

Ввод и вывод в Паскаль

У вас, наверняка, возникает вопрос: «Как вводить значения переменных с клавиатуры?», а также: «Как вывести на экран полученный результат?». Для этого используются четыре специальных оператора:

Для ввода:

  • read(Переменную)
  • readln(Переменную)
Читайте так же:
Игры на выживание с хорошей графикой

И для вывода:

  • write(Текст в »)
  • writeln(Текст в »)

«В чем разница между read и readln, write и writeln?»: снова озадачитесь вы. Ответ прост. Если добавляете «ln» (что расшифровывается, как Line), то курсор переносится на следующую строку.

Первая программа на Pascal

Текст Вашей первой программы приведен ниже. Наберите его в окне программы о котором мы говорили в предыдущем посте, стараясь не допускать ошибок.

Пример 1

Что же делает эта программа?

Для того чтобы узнать это, нужно откомпилировать ее и запустить. Посмотрите на строку подсказки и Вы сразу же вспомните, что откомпилировать программу можно нажав клавишу F9 (или Alt+F9). Откомпилируйте сей шедевр, сохраните его на всякий случай (F2) и запустите на выполнение. Запустить программу можно через меню Run|Run или нажав клавишу Ctrl+F9.

Если программа была набрана правильно, то после запуска она попросит Вас ввести Ваше имя. Наберите имя и нажмите Enter. Теперь программа поприветствует Вас лично. В данный момент экран Вашего компьютера должен выглядеть примерно так, как изображено ниже на рисунке.

Чтобы вернуться к окну с текстом программы, нажмите Enter.

Первая порграмма написанная на языке программирования TurboPascal

Посмотрите ещё программы на паскале, которые мы разбирали в других статьях: про типы данных языка паскаль, про логический оператор IF, про опертор FOR. На нашем сайте ещё много написанных программ на паскале.

Разберём нашу первую программу на Паскаль

Попробуем разобраться в скрытом смысле каждой строки нашей программы.

Первая строка программы начинается зарезервированным словом PROGRAM и содержит объявление имени программы: наша программа имеет имя Prog1. На самом деле, объявление имени программы необязательно, поэтому в дальнейшем эту строку мы будем опускать.

Первая строка заканчивается разделителем точкой с запятой. Этот разделитель в языке Турбо-Паскаль показывает конец оператора или описания. Использование разделителя позволяет помещать в одной строке несколько различных операторов, но делать это не рекомендуется во избежание лишних ошибок.

Вторая строка программы содержит объявление используемых модулей. Модуль – это дополнительный файл, который содержит процедуры, выполняющие действия, не предусмотренные стандартными операторами языка. В данной программе, например, для очистки экрана используется процедура ClrScr из модуля Crt. Позднее мы будем использовать и другие процедуры из этого модуля, а также процедуры из других модулей. Их описание будет рассматриваться далее.
Обратите внимание на то, что зарезервированное слово uses должно следовать сразу же за объявлением имени программы или, если таковое отсутствует, в самом начале программы.

Читайте так же:
Игры про корабли стратегии

В третьей строке Вы видите единственное слово var, означающее, что далее будут описаны одна или несколько переменных. Переменными в языке называют «ячейки» памяти, которые могут хранить какоенибудь значение. Описать переменную в Турбо-Паскале – значит указать ее имя и тип.

В следующей строке программы описана переменная по имени Name. После двоеточия указан ее тип: string[10]. Это означает, что в программе будет использоваться переменная Name является строкой из десяти символов.

Как видите, все четыре первые строки программы не связаны с какими либо действиями: они только содержат всякую информацию о самой программе и использующихся в ней объектах. Эта часть программы называется разделом описаний.

Слово BEGIN, которое содержится в следующей строке программы, указывает на начало следующей части программы – раздела операторов. В этом разделе описываются последовательно все действия, которые должна выполнять программа. Раздел операторов является обязательным. В нашей программе этот раздел состоит из следующих пяти операторов.

Управление графическим окном

Работа с графикой в PascalABC

После запуска PascalABC, по умолчанию, запускается текстовый режим. Для работы с графикой служит отдельное графическое окно.

Чтобы его открыть, необходимо подключить модуль GraphABC. В этом модуле содержится набор процедур и функций, предназначенных для работы с графическим экраном, а также некоторые встроенные константы и переменные, которые могут быть использованы в программах с графикой.

С их помощью можно создавать разнообразные графические изображения и сопровождать их текстовыми надписями.

Подключение осуществляется в разделе описаний.
Формат подключения модуля GraphABC:Uses GraphABC;

Графический экран PascalABC (по умолчанию) содержит 640 точек по горизонтали и 400 точек по вертикали. Начало отсчета – левый верхний угол экрана. Ось x направлена вправо, а ось y –вниз. Координаты исчисляются в пикселях.

Читайте так же:
Игры похожие на far cry 3

Все команды библиотеки GraphABC являются подпрограммами и описаны в виде процедур и функций. Для того, что бы команда выполнилась необходимо указать команду и задать значения параметров.

Анимация в Паскале

Анимация в программировании заключается в том, что сначала рисуется фигура цветным инструментом, затем с тем же координатами рисуется та же фигура белым цветом. После чего происходит сдвиг фигуры и действия повторяются.

uses GraphABC; var x:integer; begin x:=40; repeat SetPenColor(clWhite); Circle(x,100,10); <Рисуем белую окружность>SetPenColor(clBlack); Circle(x,100,10); <Рисуем черную окружность>x:=x+1 <Перемещаемся немного направо>until x>600; end.

Задание 7: Выполнить анимацию движения квадрата по следующей траектории:

Другие операции с числами

В паскале предусмотрены и многие другие операции с числами. Давайте разберем самые популярные из них.

1. Как найти квадрат числа в паскале ?

Для нахождения квадрата числа в паскале предусмотрена функция sqr(x) , где x – число.
Пример :

Результат : переменной "а" присваивается значение 25.

2. Как найти корень числа в паскале ?

Для нахождения корня числа в паскале предусмотрена функция sqrt(x) , где x – число.
Пример :

Результат : переменной "а" присваивается значение 5.

3. Как округлить число в паскале ?

Для того , чтобы округлить некоторое число используется операция round(x).
Пример :

Результат : переменной "а" присваивается значение 9.

4. Как убрать дробную часть у числа в паскале ?

Для того , чтобы отбросить дробную часть числа используется операция trunc(x).
Пример :

Результат : переменной "а" присваивается значение 25.

5. Как убрать целую часть у числа в паскале ?

Для того , чтобы отбросить целую часть числа используется операция frac(x).
Пример :

Результат : переменной "а" присваивается значение 0.2.

6. Как получить модуль числа в паскале ?

Чтобы получить модуль некоторого числа используется операция abs(x).
Пример :

Результат : переменной "а" присваивается значение 8.

Это были самые важные и часто используемые операции в паскале для работы с числами ( переменными ). Найти другие вы можете на этой странице.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector